Рычаг влияния или «золотое проклятие»: как обернутся для Казахстана новые недра?
О том, что Казахстан лидирует в добыче урана, все знают, но 8 декабря Астана внесла в национальный реестр пять новых месторождений золота, меди, марганца и фосфоритов, превращая республику в лакомый кусок для инвесторов. Эта геологическая разведка еще больше укрепит позиции Казахстана как источника критически важных материалов для США и ЕС, которые пытаются уйти от китайского импорта редкоземельных металлов.
Нам надо больше золота!
Правительство Казахстана в этом году сделало ставку на разведку недр и не прогадало. Проведены глубокие исследования, которые повысили инвестиционную привлекательность республики и могут стать козырем в геополитической игре.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана к 2026 году прогнозирует увеличение площади разведанных недр с 2,1 до 2,2 млн кв. км. В декабре в национальный реестр внесены пять новых месторождений с запасами золота (98 т), меди (36 000 т), марганца (11 млн т) и фосфоритов (более 1,3 млн т).
Геологоразведочные работы выявили в Абайской области ресурсы бериллия (3200 т), иттрия (1100 т) и ниобия (200 т). В Восточном Казахстане обнаружен крупный источник бериллия (20 600 т) и вольфрама (600 т). В Карагандинской области найдены запасы лантаноидов (935 400 т), меди, иттрия, галлия и молибдена. Костанайская область отличилась запасами золота (17 500 т) и меди.
Редкоземельные минералы необходимы для высокотехнологичного производства, они применяются в смартфонах, беспилотниках, аккумуляторах и в спутниках. Цифровизация без них тоже невозможна. Это дорогостоящие продукты конечного производства, но Казахстан пока продает лишь сырье.
Кто платит казахам за золото и молибден
По данным Астанинского финансового центра, экспорт редкоземельных металлов из Казахстана за последние пять лет вырос в 3,8 раза.
В 2023 году страна экспортировала 1000 тонн на 7 млн долларов. Основной покупатель — Китай, контролирующий 85% перерабатывающих мощностей и 40% мировых запасов редкоземельных металлов. У китайцев их перекупают США и ЕС, которые не хотят переплачивать и вступать в политическую зависимость от Пекина, поэтому посматривают в сторону прямых закупок у Казахстана.
Но для запуска совместных крупных проектов с республикой у иностранцев есть ограничения: длительные сроки, капиталоемкие обоснования, необходимость разрешений и нехватка инфраструктуры. Поэтому остается риск «агрессивного захвата» недр западными коллегами.
Вывод: лишь бы не утекли как песок сквозь пальцы
Для Казахстана выгоднее всего привлекать внутренних инвесторов и запускать собственные центры переработки металлов. Продавать редкие металлы уже не в виде сырья, а хотя бы в форме заготовок с высокой добавленной стоимостью.
В начале 2025 года президент поручил парламенту завершить законодательное обеспечение Единой платформы для прозрачного распределения прав на недропользование. Новые драгоценные залежи важно не упустить, а получить из них максимальную выгоду для страны.