Баба Яга против: бюро ОБСЕ посчитало выборы в Кыргызстане недостаточно законными
Редакция AsiaToday продолжает следить за ситуацией с выборами в КР, состоявшимися 30 ноября. В однопалатный парламент прошли 90 депутатов, которые будут защищать интересы республики и принимать законы ближайшие 5 лет.
По оценкам премьер-министра страны, выборы прошли прозрачно и спокойно, явка была небольшой, но почти на треть выше, чем на предыдущих выборах. Для мониторинга ЦИК аккредитовала 788 международных наблюдателей из 58 стран. Почти все они, включая наблюдателей ШОС, подтвердили легитимность голосования. Но всегда найдется «Баба Яга, которая против». ОБСЕ выпустила отчет о выборах в Жогорку Кенеш, в котором выражает недовольство новыми правилами кыргызской политической игры.
Наш эксперт из Бишкека, руководитель аналитического центра «Стратегия Восток-Запад», Дмитрий Орлов отметил, что БДИПЧ ОБСЕ, критикуя власти Кыргызстана за какие-то «неправильные», на его взгляд, выборы в парламент, не учитывает главное:
Их методики мониторинга выборных процессов — одинаковы и для Германии, и для Кыргызстана. Между тем, в каждой стране мира — абсолютно разные исторические и политические традиции. Если в странах бывшего СССР ввели западную парламентскую модель, это ещё не означает, что она будет работать одинаково везде. Это всего лишь означает, что народ на постсоветском пространстве с подачи Запада отстранили от управления государством. Именно западные «советы» в итоге и привели к тому, что сегодняшний Кыргызстан — государство с крайне низкой социальной мобильностью.
В первую очередь ОБСЕ недовольны нововведениями, направленными на реформирование выборной системы и отказ от клановой преемственности. Мы уже писали, как ЦИК исключила из гонки Бактыбека Сыдыкова, сына влиятельного политика Усена Сыдыкова, который продвигал нынешнего главу ГКНБ Камчыбека Ташиева, претендующего на победу в президентских выборах. Получается, что нововведения сработали и выборы стали демократичнее. Но в отчете ОБСЕ это обесценивается и подается как «консолидация президентской власти».
В самом Кыргызстане так не считают, рассказал Дмитрий Орлов:
Народы в республиках бывшего СССР хотят от власти, чтобы она установила порядок. Простому человеку без разницы, кто управляет страной — президент, хан или политические партии в парламенте. Качество власти оценивается всего по одному из двух критериев: справляется она с тем, на что поставлена или нет. То есть, власть должна работать для народа, а не ради первых мест в международных рейтингах или чтобы понравиться БДИПЧ ОБСЕ и прочим подобным структурам.
Еще до начала голосования президент Садыр Жапаров заверил, что на выборах исключены вбросы бюллетеней благодаря автоматизации процесса. Но и против этого приема ОБСЕ выразили «обеспокоенность по поводу недостаточной прозрачности процесса закупки оборудования для голосования». Хотя проверки не нашли никаких технических неполадок, все работало исправно.
Затем выборная система Кыргызстана дискредитируется ОБСЕ из-за нового Закона о СМИ, который требует регистрацию интернет-ресурсов, ограничивает долю иностранного участия до 35 процентов и исключает деятельность внештатников. По сути, Закон 2025 года наводит порядок в медиапространстве и очищает его от деструктивных СМИ, после активации которых в стране раньше регулярно происходили революции и беспорядки. Но ОБСЕ расценило это как ограничение свободы слова и выразили в своем отчете очередную «обеспокоенность».
Почему так происходит? Из-за новых правил избирательной системы в списки кандидатов не прошли националисты, деструктивщики и русофобы. ОБСЕ недовольна тем, что Конституция КР запрещает брать на государственную и гражданскую службу для лиц с двойным гражданством, несмотря на рекомендации их самих и Венецианской комиссии. Также они критикуют то, что при формировании избирательных округов демографические данные об этнической принадлежности кандидатов не учитывались. То есть, по сути, упрекают выборную систему страны за отсутствие национализма.
Дмитрий Орлов, рассказал, что на деле Кыргызстан не делает ничего такого, что противоречило бы Уставу ООН:
В БДИПЧ ОБСЕ считают, если верить их отчётам, что демократия во всём мире должна быть либо как на Западе, либо никакой. А если какая-то страна не прислушивается к рекомендациям Бюро, её называют недемократичной, нарушающей права человека и так далее. Между тем, есть документ, где сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие». Специально для БДИПЧ ОБСЕ, это — пункт 1 статьи 1 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах. То есть, по версии ООН, сам народ должен решать, как ему жить и развиваться.
В общем, западные правоохранители остались недовольны тем, что Кыргызстан проявил самостоятельность в решениях и, как они написали в отчете: «оставив предыдущие ключевые рекомендации Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека невыполненными».
Но политолог Дмитрий Орлов подвел к справедливому выводу:
Предвыборные вмешательства в дела развивающихся стран БДИПЧ ОБСЕ и прочие международные организации мотивируют защитой прав человека. Но право на самоопределение, хотят этого в международных организациях и им сочувствующих или нет — ещё одна фундаментальная демократическая ценность. Поэтому неизбежен вопрос: какая из этих ценностей «ценнее»? То есть, какие-то рекомендации западных структур относительно развития той или иной страны — это конфликт демократических ценностей между собой. Чего в нормальных условиях быть не должно,– заключил эксперт.