Юань крепчал: китайская валюта подвинет доллар в Центральной Азии?
Юань опередил доллар США по темпам роста в коммерческих сделках и вышел на третье место по популярности в валютных торгах в Казахстане. Объём торгов тенге с юанем вырос на 102,1% и достиг 2 млрд в долларовом эквиваленте. И это показатель, потому что именно казахстанский рынок считается крупнейшим в Центральной Азии.
Пока доминирующей иностранной валютой в регионе считается доллар США, с объёмом торгов по паре USD/KZT более 60 млрд. Но его рост в этом году составил всего 14,6%. Вторая по распространенности валюта – российский рубль, в этом году сделки в рублях увеличились вдвое и выросли до 18 млрд долларов. Евро занял четвёртое место с 1,4 млрд долларов.
Этот расклад показывает, что финансовый мир в Центральной Азии меняется. Десятилетиями валюты делились на «твёрдые» и «мягкие», но в последние три года сила валюты стала зависеть от экономики и геополитики.
Раньше «твёрдая валюта» отличалась стабильным курсом, глобальной конвертируемостью, использованием в международных расчётах и резервах, а также низкой инфляцией и надёжными институтами. С началом ковида, а затем повсеместной моды на санкции старые европейские валюты вроде доллара, евро и фунта стерлинга «размякли».
Восточные валюты, напротив, окрепли. Рубль твердеет, потому что подтвержден золотым запасом, а стабильность юаня обеспечена высоким торговым резервом. За последние 15 лет этот резерв утроился. У Китая рекордный торговый баланс: экспорт превышает импорт на 101 млрд долларов, и это «усиливает» юань.
Для Центральной Азии Китай – крупнейший партнер. Регион экспортирует в КНДР сельскохозяйственную продукцию и полезные ископаемые, и закупает электротехнику и компоненты. Объём торговли превышает 95 млрд долларов.
Китайские компании участвуют в крупных центральноазиатских проектах. В Казахстане Китай инвестирует в ветряную и солнечную энергетику, поставляет авиационное топливо и запускает первую водородную станцию.
В Узбекистане за год число совместных предприятий с Китаем выросло на 30% процентов и подбирается к 5 тысячам. В Намангане китайцы строят жилой комплекс и мусорный завод, в Ташкенте расширяют дороги.
В Кыргызстане строят Джалал-Абадский аэропорт и разрабатывают проект железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Все это результаты предложенной Си Цзиньпином в 2013 году инициативы «Пояс и Путь». За 15 лет привлечено больше 1 трлн долларов инвестиций. Китай увеличил товарооборот со странами маршрута вдвое. По прогнозу Всемирного банка, к 2030 году инициатива создаст 420 тыс. рабочих мест.
«Пояс и Путь» критикуют как форму «дипломатии долговой ловушки». Считается, чем больше кредитов выдает Китай, тем сильнее контролирует стран-участниц. Но крупная торговая держава не может не заниматься этой экспансией. Китаю необходимо разгружать свои мощности экспортом, доставляя свои товары на рынки развивающихся стран, и вывозить из них ресурсы для производства новых товаров. Совместный экономический рост с соседями еще больше увеличивает объемы торговли Китая и еще сильнее укрепляет юань.