Вице-премьер Казахстана Балаева грудью защищает иноагентов
На днях в казахстанском парламенте неожиданно, но активно возобновились обсуждения проблемы «иноагентов». Впервые этот вопрос был поднят, когда США решили упразднить агентство USAID. Затем почти годовая тишина. И вот опять.
Иные среди нас
Вопрос поднял всё тот же депутат от Народной партии Казахстана (НПК) Магеррам Магеррамов, который и в прошлый раз был инициатором данного обсуждения.
В Казахстане, как известно, так называемый реестр иноагентов имеется. Более того, даже есть кой-какие данные об их финансировании. К примеру, известно, что в первом полугодии 2025 года иностранные средства поступали 186 физическим и юридическим лицам. Но кто им платил, какая была сумма и на что конкретно уходили деньги – большая загадка.
Магеррамов напомнил коллегам, что за последние десять лет Агентство США по международному развитию (USAID) направило в Казахстан более 150 миллионов долларов в виде грантов. Согласно некоторым данным, ежегодный бюджет, выделяемый на деятельность иностранных агентов в Казахстане, составляет примерно 60 миллионов долларов. Однако это лишь предположения, и точную информацию может предоставить только комитет государственных доходов. Хотя, думается, и он знает не всё.
Существуют также гранты, которые распределяются филиалами зарубежных организаций. Таким образом, организация, признанная «иноагентом», получает значительные финансовые средства и вносится в соответствующий реестр. Однако реальные получатели грантов остаются в тени и не фигурируют в государственных реестрах.
Таким образом, Магеррамов выразил обеспокоенность распространением чуждых для казахстанского общества идеологий, искусственным усилением социальной напряженности, разжиганием вражды между гражданами и подрывом общественного единства под видом правозащитной деятельности.
Фракция НПК потребовала раскрыть информацию о каждом доноре, полной сумме финансирования по каждому получателю и гранту, а также на предоставлении подробных целей проектов и актов выполненных работ. Кроме того, депутаты фракции предложили ввести обязательную ежегодную публичную отчетность, включающую независимый аудит, и публиковать данные о налоговых отчислениях.
Эти требования адресованы вице-премьеру, министру культуры и информации Казахстана Аиде Балаевой, которая год назад с энтузиазмом открыла в Астане региональный офис телеканала Euronews. Тогда она радостно заявила, что этот шаг открывает новые перспективы для продвижения Казахстана на международной арене.
После катастрофы самолёта авиакомпании AZAL под Актау, явно напоминающей провокацию с малазийским «Боингом» в небе над Украиной, осуществленной в 2014 году, Euronews-Казахстан активно включился в информационную войну с Россией. В эфире телеканала высмеяли и вице-премьера РК Бозумбаева, призывавшего дождаться результатов расследования, и даже президента Токаева, горячо пожавшего руку председателю Совета директоров Euronews и руководителю группы журналистов, занимающихся распространением негативной информации Педро Варгасу Давиду.
Аида Балаева, несмотря на все обстоятельства, назначила Асель Кожакову, официального представителя EuroNews в Казахстане, внештатным советником по международным медиа. Кожакова известна как «иноагент».
Скажи мне, кто твой защитник, я скажу, кто ты
Однако вернемся к тому, с чего начали. Перед тем, как депутат Магеррамов вновь поднял вопрос иноагентов в парламенте, произошла пара весьма интересных событий.
9 декабря стало известно о возбуждении уголовного дела против генерального директора Казахского телеграфного агентства (КазТАГ) Асета Матаева и главного редактора издания Амира Касенова. Они признаны подозреваемыми по заявлению одной из частных компаний. Матаева и Касенова вызвали на допрос, однако информация об этом широкой огласки не получила.
Само агентство КазТАГ сообщило, что в рамках расследования правоохранители провели несколько экспертиз без предварительного уведомления. Редакция расценила возбуждённое дело как попытку давления, связанную с грядущими президентскими выборами, предположив, что в этом задействованы сотрудники Администрации президента и представители «старой гвардии». А затем обратилась за помощью в... посольство США, которое, конечно же, посчитало обязательным вмешаться в этот процесс.
Посольство США внимательно следит за судебными делами, касающимися медиаорганизаций, включая дело КазТАГ. Свобода слова является основой свободного общества, и мы ожидаем, что наши партнеры будут соблюдать международные нормы, уважать права медиаорганизаций и воздерживаться от цензуры,— заявил по этому поводу пресс-аташе американской дипмиссии в Казахстане Кристофер Соренсен.
Как выяснилось позже, в поисках защиты у иностранных государств агентство КазТАГ передало посольствам США и Евросоюза аудиозапись и расшифровку разговора, якобы доказывающего правоту издания, а также другую информацию, касательно возбужденного уголовного дела.
Вместе с американцами на защиту КазТАГа встала и Аида Балаева. 11 декабря она заявила, что юристы её ведомства работают над возможностью оказания помощи изданию, руководство которого, по её словам, подверглось уголовному преследованию.
Падение «Орды»
Еще раньше, 9 декабря, стало известно, что полицейские Алма-Аты провели масштабные обыски в редакции «Орды» — еще одного издания-иноагента, а также дома у ее главного редактора Гульнары Бажкеновой. Саму ее поместили под домашний арест.
Все технические устройства, включая личные гаджеты, были изъяты. Доступ к редакции заблокирован, а некоторых сотрудников задержали.
Бажкеновой предъявили обвинения в распространении неправдивой информации. Основанием для этого стали материалы, которые неоднократно вызывали сомнения у юристов — от вымышленных эпизодов с задержаниями до недостоверных публикаций о государственных органах и бизнесе. Эти скандальные истории тянутся уже не первый год, но только сейчас они привели к уголовному делу.
Ситуация вокруг данного дела показала, насколько насколько комфортно чувствовала себя Бажкенова благодаря её многолетним покровителям. Осознавая свою безнаказанность, её агентство систематически нарушало нормы, ощущая себя полностью защищенным.
И вот сейчас это покровительство проявляется особенно заметно — вокруг обысков поднялось много шума, но реальных жестких мер нет. Поскольку на защиту «Орды» встала — кто бы вы думали? Ну, конечно же, Аида Балаева.
Она заявила, что её юристы готовы вмешаться в ситуацию. Формально её слова прозвучали корректно. Однако, по сути, она дала понять, что будет защищать «Орду», несмотря на то, что издание неоднократно уличали в нарушениях.
Она сама решает, у кого гражданская позиция
А еще раньше та же Балаева не позволила довести до конца дело наци-блогера Аиды Джексеновой, публично призывавшей отметить в Астане концерты российского исполнителя Тимати якобы за то, что он поддерживает проведение СВО на Украине.
Балаева категорично заявила, что блогер высказала свою «гражданскую позицию», на что имеет право, и ясно дала понять, что делом Джексоновой также будут заниматься юристы её ведомства.
А мы напомним, что блогеру Аслану Тулегенову (Северный казах) «пришили» разжигание межнациональной розни и отправили в тюрьму. Хотя он, напротив, выступал за дружбу меджду этносами и сближение с Россией, изобличая националистов в каждом своем блоге. Его позицию гражданской Балаева не признала. И не признает. Не в этом её фаункционал.