Трамп инициировал процесс использования стран Центральной Азии против России и Китая
На прошедшем на днях в Вашингтоне саммита "США — Центральная Азия" был подписан целый ряд торгово-экономических соглашений. Кабальных для центральноазиатских стран и выгодных для США. Трамп, который вознамерился сделать Америку снова великой, решил не ограничиваться повышением пошлин на иностранную продукцию. Он положил свой глаз на богатые природными ресурсами регионы. В частности, на Центральную Азию. И теперь принялся высасывать оттуда и ресурсы, и деньги. Но есть у него ещё одна цель, связанная с данным регионом. Более стратегическая и глобальная.
Бандерлоги перед удавом
Напомним, что главным итогом саммита стал доступ американских компаний к месторождениям редкоземельных металлов и заключение многомиллиардных торгово-экономических контрактов, по которым Трамп "впарил диким азиатам" американской продукции на десятки миллиардов долларов. А из Узбекистана выжал еще 100 миллиардов, которые он вложит в американскую экономику в течение 10 лет.
Если детально, то Таджикистан и США подписали соглашения на сумму более $ 3 млрд, Казахстан — на $ 17 млрд, а Узбекистан — на $ 135 млрд. При этом Трамп обозначил три направления взаимодействия с Центральной Азией. Это развитие торговли и инвестиции, укрепление безопасности и признание стратегической роли региона как ключевого узла Евразии.
С первым направлением всё ясно. Можно сказать, что оно уже работает. Куда интереснее остальные два. Одно из них — укрепление безопасности региона через... военное присутствие. То есть, следующий вопрос, который глава Белого дома поставит перед центральноазиатскими лидерами, — это американские военные базы на территориях их стран.
А третье направление говорит само за себя. Центральная Азия имеет для США стратегическую важность как регион, находящийся в центре континента и, что наиболее важно, как плацдарм против России и Китая. При этом нельзя забывать и про Иран.
Всё это, разумеется, подаётся под соусом инвестиций и всеобъемлющего партнёрства. Но будут ли Штаты реально вкладываться в регион? Формально — да. В принципе, они уже вкладываются, как они говорят. То есть, инвестируют в свой собственный добывающий бизнес, к примеру, в Казахстане. И называют это инвестициями. То же самое будет и с редкоземельными металлами — новые месторождения и новые «инвестиции».
О, Великий! О, Всемогущий!
Тут стоит отметить смиренно-покорное поведение лидеров центральноазиатских стран. Более того, на встрече с Трампом они устроили между собой эдакое состязание "кто красивее пропоёт дифирамбы белому господину". Больше всех тут отличились Токаев и Мирзиёев.
<blockquote>Вы — великий лидер, государственный деятель, посланный небесами</blockquote> — в частности сказал Токаев.
<blockquote>В Узбекистане вас называют „президентом мира"</blockquote>, — попытался не отстать от коллеги Мирзиёев.
Таким образом, Трамп, словно показал Путину, что переманить его «стратегических партнеров» на свою сторону и заставить их делать то, что он хочет, ему ничего не стоит.
Но понимают ли Токаев, Мирзиёев, Жапаров, Рахмон и Бердымухамедов, что для США они партнерами никогда не были и не будут? И тем более союзниками. Есть ли у них осознание того, что у США совершенно другие цели в Центральной Азии? Знают ли они, что Вашингтону Центральная Азия интересна, лишь как территория, с которой очень удобно давить на Москву и Пекин? Возможно, даже с организацией какой-нибудь войнушки.
А попытки-то, между прочим, были. Вспомните баткенские события 90-х годов. Или недавний вооруженный конфликт между Киргизией и Таджикистаном.
Под соусом свободы религий
Не для того ли на протяжении уже не одного десятка лет Запад стимулирует распространение радикального Ислама в странах Центральной Азии?
Если обратить внимание на систематические усилия по религиозной радикализации жителей цеантральноазиатских стран, то нельзя не вспомнить Афганистан. В его северных провинциях до сих пор скрываются боевики ИГИЛ (террористическая организация) и других экстремистских групп. Это заставляет задуматься о причинах, по которым американцы ушли оттуда, оставив там значительное количество оружия. В данном контексте уместно упомянуть об известной классической фразе о ружье, висящем на стене.
Все это представляет собой тщательно продуманные ходы с далеко идущими стратегическими целями.
Таким образом, давайте ещё раз рассмотрим цели США в Центральной Азии. Прежде всего, они стремятся получить доступ к природным ресурсам, включая редкоземельные металлы, уран, нефть и газ. Эти материалы необходимы для обеспечения сырьем американской промышленности, атомной энергетики и оборонного сектора. И для этого были бы не прочь организовать так назыававемый «управляемый хаос».
Но прежде чем приступить к реализации своих планов, им необходимо укрепить свои политические позиции в регионе и увеличить своё присутствие, предпочтительно военное. Подобное уже происходило ранее. Вспомните американскую военную базу в Киргизии и с каким трудом её удалось вывести оттуда. Это необходимо для того, чтобы в будущем заставить страны региона действовать против России и Китая. Словом, всё по методичке, применяемой на Украине.
Зачем Казахстану «Авраамовские соглашения»?
Еще одним результатом прошедшего саммита стала готовность Токаева присоединиться к «Авраамовским соглашениям». И с их подписанием всё далеко непросто.
Понятно ведь, что Казахстану нужны эти соглашения, как петуху намордник. Однако Трамп Токаева на это прогнул. Спрашивается: с какой целью?
Очевидно, что подписание Казахстаном «Авраамовских соглашений» будет воспринято Россией и Китаем как сигнал о том, что Астана начинает бойко плясать под дудку Вашингтона. При этом в Москве на это отреагируют, скорее всего, спокойно, поскольку Казахстан после начала СВО неоднократно делал недружественные России шаги.
Что же касается Китая, то его реакция может быть совершенно иной. Вплоть до того, что Пекин может применить к Астане какие-нибудь санкции. Например, закрыть границу на недельку-другую.
Такое, кстати, уже было. Однажды Китай в ответ на поддержку Казахстаном определенных американских антикитайских инициатив закрыл границу на семь дней. Сделал это, прикрываясь карантином, связанным с пандемией. И казахстанская экономика едва не задохнулась. В стране встало практически всё.
Из этого всего следует, что это нужно исключительно Вашингтону. И ни разу не Астане. В контексте потенциального противостояния с Китаем Штаты пытаются создать вокруг него кольцо из недружественных государств. Точно также, как они пылались сделать это по отношению к России.
Если действия Астаны Пекин расценит как враждебные, то трудно предсказать, какие негативные последствия это может повлечь для Казахстана.
Казахи со своей многовекторнгостью, по всей видимости, привыкли считать благожелательное отношение со стороны Китая чем-то естественным. Мол, по-другому быть не может. Однако здесь, обитателям высоких кабинетов в казахстанской столице следовало бы подумать о последствиях. Ибо многовекторность здесь может закончиться. Причем для Казахстана весьма печально.