Мы в соцсетях:
К списку новостей за день
Поделитесь с друзьями в соц. сетях!
Предыдущая новость
Оцените статью
11:00 11.01.2026

Эксперт: Китаю придется смириться с потерей Венесуэлы

Начало наступившего года ознаменовалось стремительной военной операцией США против Венесуэлы. Как известно, в результате успешного штурма столицы Каракаса, американские спецназовцы захватили президента страны Николаса Мадуро и его супругу Силию Флорес. Захват Николаса Мадуро американскими войсками заставил всех задуматься о том, готов ли Китай реально вмешаться в ситуацию в Венесуэле или ограничится лишь декларациями. На данный момент это остаётся неопределённым и неоднозначным. Однако интересно и важно то, как оценивают произошедшее в самом Китае? Этот вопрос волнует если не всех, то многих. 

Падение форпоста

Венесуэла на протяжении двух десятилетий оставалась главным получателем помощи Китая в мире. КНР инвестировала в экономику этой латиноамериканской страны свыше $4,8 млрд напрямую, а с учётом нефтяных сделок общий объём вложений превысил $12 млрд. Основная часть средств направлялась на энергетические проекты, которые осуществлялись государственными компаниями, в том числе Китайской национальной нефтегазовой корпорацией.

Более 80% экспорта сырой нефти Венесуэлы направлялось в Китай. Кроме того, в рамках инициативы «Один пояс, один путь» активно развиваются горнодобывающие проекты. Однако все эти планы оказались под угрозой из-за американского вторжения в Венесуэлу, подчёркивает издание.
Когда Мадуро был вывезен в США, Китай незамедлительно выразил своё недовольство действиями Вашингтона. Министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что ни одна страна не имеет права выступать в роли «мирового судьи», и суверенитет государств должен быть защищён международным правом. Эти заявления стали первым официальным комментарием Пекина после проведения операции США и появления видеозаписей с задержанным венесуэльским президентом.

Китай обратился с запросом на проведение экстренного заседания Совета Безопасности ООН, как и Россия. Этот шаг соответствует устоявшейся позиции Китая: Пекин неизменно выступает против военных действий без одобрения ООН и акцентирует внимание на принципе невмешательства. Тем не менее, Китай ограничивается практически исключительно дипломатическими методами в своей внешней политике.

Специалисты подчёркивают, что Пекин не располагает ресурсами для оперативной и действенной поддержки Каракаса ни в материальном, ни в военном плане. Экономика Венесуэлы испытывает трудности из-за санкций, а значительные вложения сопряжены с серьёзными рисками. В такой ситуации Китай способен лишь усилить международное осуждение США и попытаться объединить страны Глобального Юга. 

Венесуэла на протяжении многих лет оставалась ключевым союзником Китая в Латинской Америке. Эта прочная связь зародилась при Уго Чавесе и сохранилась при его преемнике Николасе Мадуро. Китайские инвестиции в нефтяную отрасль Венесуэлы достигли огромных масштабов, превратив Каракас в экономического партнера Поднебесной в условиях давления со стороны Запада.

Этот союз сейчас оказался в сложной ситуации. Высказывания Дональда Трампа о превосходстве США в Западном полушарии и его угрозы в адрес новых стран региона вызывают беспокойство среди китайских партнёров. Возникает вопрос: смогут ли китайские усилия по обеспечению глобальной безопасности защитить своих союзников, если кризис выйдет за пределы дипломатического урегулирования. 

Будет ли Китай отправлять своих военных в Венесуэлу для защиты своих интересов? Этот вопрос является ключевым не только для Пекина, но и для всех государств Латинской Америки и Карибского региона. Если Китай продемонстрирует свою слабость, это может спровоцировать США на более активные действия. Под угрозой могут оказаться Куба, Колумбия, Мексика и другие страны, поддерживающие Китай в этом регионе.

Пока действия Пекина свидетельствуют о том, что Китай намерен активно протестовать и ссылаться на международное право. Однако остается неясным, будет ли он фактически поддерживать Венесуэлу.

Китай на гегемона пока явно не тянет

О последствиях американской военной операции в Каракасе для Китая мы поговорили с казахстанским экспертом-китаеведом Адилем Каукеновым.

— Надо заметить, что похищение Николаса Мадуро является сильным ударом по китайским интересам не только в самой Венесуэле, а в целом в Латинской Америке и доступу к энергетическим ресурсам стратегического значения в мировом масштабе
— говорит эксперт.

— Китай многие годы активно восполнял освободившийся в Венесуэле вакуум после ухода США и изгнания американских компаний. Венесуэла была главным ключом Пекина в регионе и Николас Мадуро активно подтверждал свой статус главного друга Китая в Латинской Америке. Естественно, китайским гражданам был безвизовый режим в Венесуэлу, а китайские компании были ведущими инвесторами. Даже последняя официальная международная встреча Николаса Мадуро в качестве президента была как раз таки с китайским представителем по Латинской Америке. Следующая встреча с иностранцами была уже с американскими спецназовцами, которую официальной назвать никак нельзя


— Мадуро позиционировал себя большим другом Китая. Соответственно, предоставлял большие преференции китайским компаниям. Что теперь будет с китайскими инвестициями в Венесуэлу?


— В 2023 году Николас Мадуро запомнился в китайском сегменте интернета, когда потребовал, чтобы гонконгский журналист задавал вопрос не на английском, а на китайском. Тогда Николас Мадуро заявил, что настали новые времена и переводчика с английского нет. Вместе с тем, надо заметить, что китайским компаниям далеко не легко было вести бизнес в Венесуэле, причем по похожим причинам, что и в России. Китайский бизнес серьезно опасался попасть под американские санкции, поэтому рассматривал венесуэльский рынок как чреватый серьезными рисками.
Другой рисковый момент для китайских компаний заключался в том, что изгнание американских компаний может отличным прецедентом для последующего изгнания китайских инвесторов, так как политический популизм слишком силен в Венесуэле. К этому добавлялось понимание того, что экономические проблемы Венесуэлы создали политическую неустойчивость режима Николаса Мадуро, что особенно хорошо показал политический кризис 2019 года. В результате серьезные китайские компании в работе с Венесуэлой проявляли большую осторожность

Как после этого будут развиваться отношения Китая и США?

— Китай продолжает зависеть от американской экономики, поэтому даже огромные нефтяные запасы Венесуэлы не стоят возможности продления текущей ситуации, позволяющей набирать силу китайским технологическим секторам. Поэтому на текущий момент Китай уже осудил атаку США против Венесуэлы, но на этом все и закончится.

Другое дело, что китайский бизнес не так-то легко будет вышвырнуть из Венесуэлы. Даже наоборот, если (точнее когда) с нефтяного и финансового сектора Венесуэлы снимут санкционные ограничения, китайские компании попытаются еще сильнее укрепить свое влияние, используя сложившиеся исторические связи.

Однако в целом, вся эта история наглядно покажет странам Латинской Америки, что Китай пока не может взять на себя роль США в обеспечении безопасности регионе. Поэтому, если в экономическом плане скорее всего Китай сможет нивелировать убытки, то в геополитическом плане это серьезная потеря, с которой пока придется просто смириться.
Оцените статью