Мы в соцсетях:
К списку новостей за день
Поделитесь с друзьями в соц. сетях!
Предыдущая новость
Оцените статью
08:01 08.10.2025

Из-за украинских атак на российские НПЗ в Казахстане ожидают топливный кризис

Уже в обозримом будущем в Казахстане ожидают дефицит бензина. Причиной тому местные эксперты называют повышение цен на горюче-смазочные материалы в России, связанное с сокращением производства в результате атак украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы.

 

Привычка надеяться

По разным данным, в результате ударов украинских беспилотников, прекратили работу около трети российских нефтеперерабатывающих заводов. Конкретные масштабы ущерба, нанесённого атакованным предприятиям, пока неизвестны. Динамика объёмов нефтепереработки также остаётся неясной. Тем не менее, цены на топливо, как известно, полезли вверх. При этом в соседнем Казахстане забили по этому поводу тревогу, ничуть не меньшую, а то и большую, чем в самой России.

Интересная получается ситуация: члены казахстанского правительства и парламента неустанно заявляют о сильном и независимом государстве, построенном за годы так называемого суверенитета. При этом зависимость страны от импорта жизненно важных товаров и, прежде всего, от внешних поставок нефтепродуктов усиливается с каждым годом.

С высоких трибун постоянно звучат громкие заявления, в которых депутаты, министры, акимы (главы местных администраций) и другие высокопоставленные чиновники утверждают о невероятных успехах Казахстана в экономике, политике и всем остальном. Однако действительность свидетельствует об обратном.

Дефицит ГСМ в Казахстане, как известно, перекрывается за счет поставок из России, объем которых растет ежегодно. Согласно официальным данным, в 2019 году в республику из РФ суммарно завезли 376 тысяч тонн бензина, 38,1 тысячи тонн авиакеросина и 314,5 тысячи тонн дизельного топлива. Это более чем в 2 раза меньше, чем за 2024 год. То есть, за 5 лет рост импорта горючего вырос более чем двукратно.

Таким образом, проблема нехватки нефтепродуктов остается актуальной даже после проведенной модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Тем не менее правительство продолжает решать вопрос топливного дефицита посредством импорта, не прилагая усилий к тому, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка исключительно за счет собственного производственного потенциала.

Самое интересное заключается в том, что путей решения этой проблемы для Казахстана без посторонней помощи не существует. А она может прийти только с одной стороны. И в правительстве и парламенте республики прекрасно знают, с какой. Только признавать это не хотят. Поскольку такое признание выставляет в невыгодном свете все заявления казахстанских властей о «впечатляющих успехах» страны.

 

Зависимость независимых

Беда пришла, откуда не ждали. В последнее время ВСУ усилили дроновые атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы, в результате чего наметилась тенденция нехватки топлива в самой России. Соответственно, встал вопрос, сможет ли она дальше выполнять свои экспортные обязательства. И в Казахстане по этому поводу уже забили тревогу.

Оно и понятно: своего бензина в динамично и успешно развивающейся стране при всем стремительном росте ее экономики никогда не хватало и не хватает. И вся надежда в этом плане, впрочем, как и во многих других планах, была и есть на северного соседа. А тут такое.

В все дело в том, что за годы так называемой независимости в РК не построили ни одного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). И страна испытывает хронический дефицит ГСМ, что вынуждает правительство ежегодно вводить квоты на его использование в периоды посевной и жатвы.

Вдобавок к этому в настоящее время действующие НПЗ в Атырау, Павлодаре и Чимкенте, построенные еще в советское время, функционируют с загрузкой не более 70 % от своей максимальной мощности. Как в свое время заявил доктор химических наук, профессор Казахского национального университета Сапаргали Конуспаев, причина их неполной загруженности заключается в том, что им не поставляют достаточно сырья для переработки. А это, в свою очередь, происходит из-за того, что страна пребывает в неоколониальной зависимости от Британии и США, чьи нефтедобывающие компании вывозят из нее львиную долю извлекаемой нефти, оставляя Казахстану «крохи с барского стола», явно недостаточные для полной загрузки казахстанских НПЗ.

Согласно официальным данным, в Казахстане добывается около 100 млн тонн нефти ежегодно. При этом перерабатывается около 20 млн тонн. То есть, пятая часть. Для сравнения — в России при ежегодной добыче около 600 млн тонн перерабатывается более 300 млн тонн нефти.

Это связано с тем, что во всех крупных топливных проекта Казахстана заправляют иностранные «инвесторы», в интересах которых исключительно вывоз сырья. Все их «инвестиции» — это вложения в собственный бизнес на казахской земле. И на то, чтобы построить в Казахстане хотя бы один нефтеперерабатывающий завод, они, разумеется, не дадут ни цента.

По этой причине Казахстан вынужден покрывать имеющийся дефицит топлива за счет поставок из России. Причем, по льготным ценам. В рамках ЕАЭС. И, что стоит особо отметить, в условиях соблюдения Казахстаном введенных Западом антироссийских санкций.

Как мы уже сказали, за все годы независимости в Казахстане не появилось ни одного нового крупного нефте- или газоперерабатывающего завода, хотя разговоры о необходимости этого шли с самого ее (независимости) начала.

Что касается нынешней ситуации, то, как считает эксперт по нефти Олжас Байдильдинов, в лучшем случае бензина в Казахстане хватит до конца года. В следующем же году вероятность дефицита, по его словам, очень высока.

Еще одной причиной, способной повлечь за собой дефицит бензина в РК, казахстанские эксперты считают укрепление рубля, что влечет за собой рост теневого вывоза топлива из Казахстана в Россию.

Правительство республики уверяет, что принимает все меры для стабилизации цен на ГСМ. В частности, как заявили в кабмине, планируется увеличение производства топлива путем расширения Чимкентского НПЗ. В планах строительство второй очереди завода, что позволит увеличить объем переработки нефти с 6 до 12 миллионов тонн, а также увеличение мощностей двух остальных НПЗ. Однако, как можно понять, это дело не ближайшего года и даже двух.

Оцените статью