Новый президент — новая Конституция: в Казахстане меняют основной закон
В последнее время казахстанская общественность пребывает в состоянии легкого шока, тихих возмущений и недоумения. Причина этому проводимая властями страны работа по очередному изменению Конституции. Причем, проводимая, так сказать, на скорую руку, практически в авральном режиме. Вызванное этим чувство скрытого подозрения, затаенное в сердцах многих казахстанцев, выглядит вполне понятным. Ведь такое уже проходили. Причем, не раз.
Благими намерениями…
Первая Конституция Казахстана была принята в 1993 году. По мнению ряда экспертов, она была самой демократичной.
Готовилась она в эйфории от обретенного суверенитета и сладких мыслей о светлом демократическом будущем, каким рисовала его лживая западная пропаганда. А потому закон был нацелен на создание демократического государства с президентско-парламентской формой правления. В документе даже были предусмотрены определённые механизмы для обеспечения равновесия власти, включая наличие Конституционного суда.
Самое важное, в этой версии Конституции единственным законодательным и высшим представительным органом государства был Верховный Совет. Президент же был подотчётен ему и мог избираться на высший государственный пост не более двух раз.
Назарбаев, кстати, сам в то время неоднократно заявлял, что не собирается восседать в президентском кресле пожизненно. И что по истечении срока его полномочий поступит так, как велит основной закон. Однако позже, будучи уже изрядно отравленным властью, осознал, что ляпнул, не подумав, и решил исправить ошибку. Так появилась вторая казахстанская Конституция, принятая в 1995 году, в соответствии с которой вся полнота власти оказалась в руках президента, а Верховный Совет, который ему в этом мешал, ушел в историю.
Созданный вместо него парламент полностью утратил контрольные функции, став, по сути ручным, а Конституционный и Арбитражный суды отправились в Лету вслед за Верховным Советом, дабы не мешать безгранично править страной одному человеку. Иными словами, новая Конституция была переделана под Назарбаева, обеспечивая ему полную и безграничную власть.
Куй железо, не отходя от кассы
И это было весьма кстати, поскольку в стране началась экономическая трансформация, которую назарбаевская элита вместе с ним самим стремилась использовать исключительно в своих интересах. Данный процесс осуществлялся под её контролем и с её непосредственным участием. Элита, пользуясь этим, обеими руками извлекала выгоду от приватизации и политической монополизации всего и вся. Однако многие действия были, мягко говоря, не совсем законными, что ставило под вопрос необходимость гарантий. Единственной возможностью обеспечить защиту в таких условиях могла стать персональная гарантия господина Назарбаева. Ведь у него и его семьи были свои интересы в этом процессе.
Таким образом, принятый вариант основного закона, как оказалось, не полностью отвечал требованиям назарбаевской клики. Ведь там осталась норма, в соответствии с которой он не мог переизбираться на пост президента более двух раз. А еще был установлен предельный возраст главы государства — 65 лет. Как можно догадаться, эти нормы вскоре исчезли в результате принятых поправок.
Назарбаев занялся тем, что стал периодически их вносить. И делал это до тех пор, пока Конституция не приняла форму, отвечавшую его личным интересам целиком и полностью. С обеспечением пожизненного президентства, сохранения всего «нажитого непосильным трудом» и иммунитета от уголовной ответственности за все, что бы он ни натворил.
В 1998 году, спустя три года после внесения изменений, упомянутые правила претерпели значительные изменения. Перед выборами, которые должны были состояться в 2006 году, возрастной лимит для президента (65 лет) был отменён. В тот момент Назарбаеву должно было исполниться 66 лет.
В 2000 году Конституционный совет принял постановление, согласно которому запрет на избрание президента более двух сроков подряд не распространяется на тех, кто уже занимал пост президента Казахской ССР и Республики Казахстан до 10 января 1999 года. Это означало, что первый срок Нурсултана Назарбаева следовало считать не с 1991 года, когда он впервые стал президентом, а с 1999 года.
Сроки полномочий главы государства были значительно увеличены — с пяти до семи лет. Также изменились и сроки полномочий депутатов: сенаторы стали избираться на шесть лет вместо четырёх, а мажилисмены (нижняя палата парламента) — на пять лет вместо четырёх. А еще ввели норму, согласно которой 10 депутатов мажилиса стали избираться по партийным спискам. Таким образом, количество депутатов нижней палаты возросло с 60 до 70.
В 2007 году в Конституцию внесли еще одну «подназарбаевскую» поправку. Норму о том, что один и тот же человек не может быть избран президентом более двух раз подряд, дополнили небольшим нюансом: это правило не касается первого президента. Именно тогда в основном законе страны впервые появилось понятие «Первый Президент».
Кроме этого постановили, что кандидат в президенты должен постоянно жить в Казахстане последние 15 лет. Срок президентских полномочий обратно сократили с семи до пяти лет. Президенту разрешили состоять в политической партии, после чего Назарбаев создал и возглавил свою карманную партию «Нур Отан». Плюс к этому, он лично стал назначать и снимать членов правительства. Раньше это делали парламент и правительство.
В 2011 году Назарбаев ввел в Конституцию новую норму, позволяющую ему проводить внеочередные президентские выборы. И тут же этим воспользовался. Они состоялись в апреле того же года. Победу, конечно же, одержал сам старик, нарисовав себе уж очень нескромные и беспрецедентные 95,55% голосов. А потом конституционно наделил себя статусом «Елбасы» (лидер нации).
В законе конкретно обозначили его обширные привилегии, а самого его провозгласили «основателем нового независимого государства», который обеспечил «единство, защиту Конституции, прав и свобод граждан».
Другая голова — другие правила
Все это действовало до января 2023 года. Токаев, ставший (карманным) президентом в 2019 году по воле Назарбаева, как известно, возобладал всей полнотой власти в январе 2022 года. И через год принялся вносить в Конституцию свои поправки. Первое, что он сделал в этом плане, — отменил все привилегии, которыми наделил себя Назарбаев как первый президент, и отменил статус Елбасы. Народу это очень понравилось. Однако эйфория от этого была недолгой. Ибо в Казахстане начались процессы, мягко говоря, в обществе непопулярные. Это касается и политики, и экономики и всего остального. И является отдельной темой
Сегодня же в центре внимания инициатива Токаева по кардинальному изменению Конституции. Насчет того, чем это продиктовано, существуют разны мнения. Но один интересный вопрос все же возникает: он тоже адаптирует основной закон под себя?
На этот счет есть экспертное мнение.
Новая Конституция, безусловно, усиливает президентскую власть. Ну, во-первых, через концентрацию полномочий у президента и за счет лишения Курултая (предполагаемое название будущего однопалатного парламента) возможности хоть как-то оппонировать президенту. Во-вторых, через удвоение. То есть, кроме президента будет еще и назначенный им, не избранный, а назначенный им вице-президент. То есть этот вице-президент, поскольку он назначен президентом, это его правая рука, заместитель, сменщик в случае чего-либо. То есть президентская власть, безусловно, усиливается, и на предмет каких-либо ЧП она себя вот таким образом страхует,— сказал по этому поводу казахстанский эксперт Петр Своик.
По его словам, потенциальная формула правления будет представлять из себя удвоенную президентскую власть, невлиятельный парламент и подотчетное только главе государства правительство.
Вот и думайте. Остается только гадать, сколько теперь проживет токаевская Конституция. И не поменяет ли ее следующий президент.