В Казахстане пообещали очередной скачок цен и девальвацию
Согласно официальной информации Нацбанка РУ, инфляционные ожидания населения на год вперед выросли (14,7%) и остаются волатильными. Ожидания профессиональных участников рынка по инфляции на 2026 год также несколько возросли до 10,8%. На этом фоне директор Института экономической политики РК Кайырбек Арыстанбеков на пленарной сессии 5-го заседания Национального курултая (народного собрания) предложил провести девальвацию тенге.
Мертвому припарка
Всем известно, что социальные сети есть непосредственный индикатор людских настроений. Если посмотреть на публикации, размещаемые в них последние 3-4 года, становится ясно, что по пути в круг наиболее развитых и конкурентоспособных стран, куда Назарбаев обещал привести Казахстан к 2030 году, страна то ли сбилась с курса, то ли изрядно забуксовала, попав в нешуточную ценовую турбулентность. Уже который год в публичном пространстве не утихают споры по поводу того, адекватны ли в Казахстане цены на продукты питания, товары народного потребления и всё остальное.
При этом уже совершенно ясно, что правительство республики просто понятия не имеет, что делать с необратимой, постоянно растущей дороговизной и таким же неуклонным падением курса национальной валюты. Чего только оно не предпринимает для того, чтобы остановить стремительный полет в космические дали стоимости хотя бы социально значимых товаров первой необходимости, ничего не выходит. Не помогают тут ни гарвардские дипломы, ни вояжи по заграницам с целью изучения передового опыта так называемых цивилизованных стран, ни другие меры, хаотично принимаемые в попытках повлиять на ситуацию.
По какой-то неведомой причине в Казахстане не работают ни знания, полученные членами правительства и их советниками за дальним бугром, ни методы, подсмотренные там же.
В отчаянной борьбе за всеобщее благополучие особо одарённые члены кабмина даже когда-то выдумали некие «механизмы регулирования», которые были презентованы народу как действенный инструмент сдерживания роста цен. Схемы запустили по регионам, после чего вскоре последовал очередной гордый правительственный доклад о том, что их финансирование довели до 45,1 млрд тенге. И что в результате принятых мер целевой уровень обеспеченности населения социально значимыми товарами достиг 90,2%, что на 12% больше, чем неделей раньше.
Молодцы, конечно. Но, с другой стороны, никто и не говорит, что этих товаров в стране нет. Вопрос в том, сколько они стоят. А вот тут всё как-раз не так весело.
Согласно официальным данным, за 2025 год стоимость хлеба выросла в разных регионах от 16% до 19,2%. Макаронные изделия подорожали на 17,3%, мучные кондитерские – на 18,2%.
Обо всем остальном даже и говорить не стоит.
Золотые яйца
А ведь Минсельхоз еще летом успокаивал народ, уверяя, что никаких проблем не будет, что цены на муку и хлеб не вырастут, и что поводов для беспокойства нет. Чиновники, стуча кулаками в грудь, уверяли, что стоимость продукта номер один была, есть и будет стабильной. А если, мол, проблемы и возникнут, то в ход пойдут те самые механизмы регулирования.
Проблемы, как видно, возникли. И с хлебом в том числе. За прошлый год общий рост цен на социально значимые товары составил 19,7%. Подорожание бензина составило 20%, солярки – 35%. При этом почти на 50% подорожали продукты, по которым у Казахстана нет зависимости от мирового рынка. Прибавьте к этому дефицит и следующее за ним удорожание дизельного топлива, что на протяжении 30 лет ежегодно возникают в одно и то же время, и картина получится маслом.
Что же касается презентованных механизмов регулирования, то правительство тут явно слукавило. Нет их в Казахстане. И не было никогда. А если и были, то никогда не работали.
Вот, например, не далее, как прошлой осенью кабмин в присущем себе стиле отрапортовал, что в рамках задействования тех самых механизмов регулирования, придуманных «гарвардскими мальчиками», заседающими в правительстве, в регионах закуплено 273,6 тыс. тонн социально значимых товаров. Что увеличен закуп яиц (+70,6 млн штук), картофеля (+17,4 тыс. тонн), моркови (+7,2 тыс. тонн), лука (+4,7 тыс. тонн), капусты (+4,8 тыс. тонн) и т. д.
При этом уже вскоре после бравого доклада те же яйца подорожали на 11,6%, а капуста – на 13,5%. А к примеру, в Алматы стоимость кочана подпрыгнула и вовсе на 29,3%.
Не наешься нынче и мясом, которое еще недавно было по карману даже пенсионерам, хотя и изредка. Некоторые виды мясной продукции к настоящему моменту существенно выросли в цене по сравнению с ситуацией год назад. Например, куриное филе за год подорожало почти на 29%, а говядина стала дороже на 22%. Про конину с её традиционными деликатесами, без которых до недавних пор не проходило ни одно торжество в Казахстане, пожалуй, умолчим. Что о них говорить, когда деликатесами уже становятся обычные куриные яйца.
Прикажите ценам остановиться
Как видно, не помогли никакие механизмы регулирования. Продукты в Казахстане продолжают безудержно дорожать. Народ тем временем начинает роптать. Поскольку терпеть это социально-экономическое безобразие становится труднее и труднее.
Это вполне объяснимо. В таких условиях многим гражданам приходится решать, на что тратить деньги в первую очередь: на продукты питания или на оплату коммунальных услуг. Пенсии, зарплаты и социальные выплаты правительств, чтобы предотвратить инфляцию, не повышает. Однако инфляция и без того уже достигла неприемлемого уровня. Таким образом, меры экономии, предпринимаемые казахстанским кабмином, остаются безнадежно бесполезными.
Президент Токаев тем временем отмечает, что увеличение стоимости продуктов является «болезненной проблемой», которая возникла из-за системных недостатков, требующих системного подхода для их устранения.
Это означает, что первопричина этой проблемы не одна. Их тут целый ряд. То есть целая система. Это и дефицит с удорожанием ГСМ, и сговор сельхозпроизводителей, и спекулятивные надбавки, и паразиты-посредники, накручивающие свою многократную маржу. И в результате всего этого плюс ещё много чего, получается столь безрадостная картина.
Только почему всё это понимаем мы, но не понимают «гарвардские мальчики» из Нацбанка и правительства? Одни не могут повлиять на инфляцию, другие ничего не могут поделать с ценами.
В этом контексте заявления высоких чиновников об ограничении роста цен выглядят проявлением крайнего отчаяния.
Официально это, конечно же, звучит несколько по-другому: «Агентство по защите и развитию конкуренции вынесло предостережения производителям хлеба, яиц и муки за публичные заявления о возможном росте стоимости товаров».
Только это абсолютно ничего не меняет. Если раньше они предупреждали о грядущем повышении цен, то теперь просто делают все молча, без предупреждений.
Мы думали, это дно, но снизу постучали
Так что ни слез радости, ни аплодисментов восторга от такой инициативы ожидаемо не последовало. Более того, социальные сети наполнились, с одной стороны, иронией и насмешками, с другой – унынием, прогнозами и даже ставками на то, насколько килограмм мяса подорожает уже на следующей неделе и сколько он будет стоить к ближайшему празднику.
Тем временем цены на распоряжение кабмина уже, мягко говоря, чихнули и продолжили своё восхождение вверх. Как только наступил новый год, стоимость яиц подпрыгнула на 1,3%, моркови на 0,8% и сахара на 0,7%. И процесс этот неумолимо продолжается.
И это ценовое безумие, безусловно, не прекратится. Не требуется быть экономистом, чтобы понять, что производители зерна, ожидая дальнейшего роста цен на свою продукцию, отложат её реализацию до весны, а затем выставят на продажу по значительно более высокой цене.
Ну, и ко всему этому следует добавить проблемы с критически важной для Казахстана инфраструктурой Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому транспортируется 80% казахстанской экспортной нефти и по которому в последнее время целенаправленно и беспощадно бьют украинские беспилотники. В результате страна была вынуждена сократить как поставки углеводородов, так и их добычу. На бюджете республики и ее экономическом самочувствии это, понятное дело, отразится, мягко говоря, не очень хорошо.
Как заявил казахстанский эксперт в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов, с последствиями ударов украинских беспилотников по КТК Казахстан столкнется в феврале-марте, в период выплаты налогов нефтяными компаниями. На фоне снижения добычи и экспорта бюджет республики недосчитается внушительной суммы.
Он же прогнозирует очередное падение курса национальной валюты.
Условия для притока спекулятивного капитала на валютный рынок создали дисбаланс, и в развитой стране это, скорее всего, стало бы предметом парламентского расследования. В итоге, Нацбанку придется сжигать доллары для поддержания курса, либо можно прогнозировать падение/возвращение к прежним уровням,— заявил Байдильдинов.
Таким образом, слухи о возможной очередной девальвации в Казахстане не выглядят необоснованными.